Мне казалось, что не осталось уже родителей, которые в наше время запрещают детям выходить в сеть. Однако, разговоры с обеспокоенными мамами и папами показывают обратное. Интернет развивается, развиваются и способы нанести вред людям. Подчеркну, что технология сама по себе не вредна, вредным может быть ее использование.
Как вы думаете, в каком случае дети будут меньше времени проводить в сети?
1) Если им ограничить доступ в интернет
2) Если им не ограничивать доступ, но контролировать время и делать замечания
3) Если им не ограничивать доступ и не контролировать
Есть исследования, которые подтверждают, что во всех трех случаях время, проведенное в сети, будет одинаково. Если ограничить доступ дома, то у друзей всегда найдется выход. К тому же при ограничениях интерес повышается. Теперь подумайте, зачем вам потенциальный конфликт с вашим ребенком и необходимость контроля, если эффекта все равно не будет?
С другой стороны, если подойти к вопросу не со стороны ограничений, а со стороны поощрения правильного использования сети и обучения работе с информацией, результат вас приятно удивит.
Давайте разбираться, как сделать интернет полезным и безопасным для детей, не ограничивая их при этом в его использовании.
Социальные сети
Самым большим злом родители почему-то считают социальные сети. Хотя сеть – это связи и полезные контакты в первую очередь. Уже сейчас многие из нас сначала знакомятся в социальных сетях, и только потом деловые знакомства переходят в офлайн.
Настя, 8 класс: «Социальные сети мне нужны для связи/общения с друзьями, с которыми находишься на огромном расстоянии. У меня есть несколько друзей, с которыми вижусь раз в год, и общение в соцсетях помогает поддерживать контакт».
Социальная сеть - это возможность быстро решить вопрос: получить профессиональный совет, найти работу, найти команду в проект. Не стоит лишать таких возможностей в будущем и детей.
Не все имеют возможность каждый день общаться с друзьями и сверстниками в школе или дома, а соцсети могут стать некоторой заменой живому общению.
Много ли мы в детстве писали? Мы учились выражать свои мысли на уроках литературы и русского языка, в письмах, дневниках и… пожалуй, всё. Наши дети пишут постоянно - в чатах и комментариях. Практики письменного выражения мыслей у них точно больше, чем у нас в их возрасте.
Полина, 8 класс: «Во вконтакте сидят даже учителя и домашние задания там выкладывают. Электронный дневник – тоже социальная сеть. Прежде всего, это досуг и общение. Социальные сети - это что-то среднее, это как брать игровую приставку, которая только для досуга, а в соцсети всё в одном месте».
Чтобы от социальных сетей была польза, нужно соблюдать сетевой этикет и помнить правила безопасности.
Вкратце об этикете. Не стоит говорить в соцсети что-то такое, что вы не можете сказать собеседнику лично. Анонимность, конечно, дело хорошее, но не нужно ей пользоваться, чтобы дать выход агрессии или вводить кого-то в заблуждение. Не стоит переходить на личности, а для этого неплохо было бы обучить вашего ребенка вести спор аргументированно, не нарушая логику.
О правилах безопасности в интернете нужно писать отдельную статью. Самое важное, что нужно помнить: как бы ни совершенствовались технологии, чаще всего люди сами слишком беспечно относятся к тому, чтобы обезопасить себя от мошенников.
Что важно помнить:
- не сообщайте никому свои личные данные
- придумывайте сложные пароли
- ставьте везде двухфакторную аутентификацию
- не стесняйтесь блокировать тех, кто вам досаждает
- всегда проверяйте источники данных
- не открывайте подозрительные файлы и ссылки.
Минимум личной информации:
- не публикуйте в сети домашний адрес
- не пишите, в какое время вас не бывает дома
- не описывайте свой постоянный маршрут
- не хвалитесь крупными покупками и вообще
- постарайтесь не афишировать уровень достатка.
Договоритесь с ребенком, что делать, если он столкнулся в соцсети с явным нарушением закона или ему пишут в личные сообщения незнакомцы с непонятной или вполне понятной целью.
Поиск информации
Сейчас в интернете можно найти любую информацию в открытых источниках. Чаще всего дети пользуются Википедией, чтобы писать рефераты и проверять информацию. Нужно помнить, что даже там не вся информация достоверна, статьи в Википедию пишут обычные люди. Покажите детям, где в статьях расположены ссылки на источники, научите проверять данные, прежде чем информация будет передана дальше.
Научите искать альтернативные точки зрения по ключевым словам. Например, новости могут быть поданы совершенно по-разному разными источниками. Для более объективной картины иногда стоит потратить больше времени и изучить несколько сайтов.
Если ваш ребенок увлекается какой-то темой, помогите ему подобрать качественные паблики, сетевые библиотеки и ресурсы по этому вопросу. Сам он, скорее всего, будет читать и смотреть все подряд, не особо разбираясь в качестве контента.
Покажите детям, как вы сами отбираете информацию, что читаете, чем пользуетесь для поиска, передайте им навык работы с информацией, так вы дадите удочку, а не рыбу.
Очень сильно здесь помогают системное и критическое мышление. Как их развивать написаны книги. Системное мышление развивается, когда вы пытаетесь сравнить разные точки зрения на события, собрать и проанализировать разные источники, сопоставить даты и информацию, а не просто скопировать статью из Википедии. Критическое мышление - это, в первую очередь, умение задавать вопросы и сомневаться. Тот самый вопрос “Почему?” который с 3-летнего возраста достает всех без исключения родителей, – самый важный. Периодически стоит его задавать и людям, которым ребенок безоговорочно доверяет - учителям, родителям, другим авторитетным взрослым.
Игры
Наверное, второй после соцсетей монстр - это онлайн-игры. По мнению большинства родителей они отнимают время от учебы, развращают, делают детей агрессивными и в целом ничего полезного не несут. Чаще всего в играх детей привлекает не это, а то, что их там всегда ждут и радуются их даже самым мелким успехам. Попробуйте сделать так же, как только ребенок заходит домой.
Если посмотреть немного под другим углом, игры в интернете дают навыки, которые очень сложно получить в школе и дома:
- языковая практика в естественной среде;
- переговоры и эффективная коммуникация;
- работа в команде;
- стратегическое и тактическое планирование;
- самоорганизация и самомотивация.
Если дома не запрещены голосовые чаты, можно играть с другими людьми по всему миру и свободно общаться. Между прочим, люди, изучающие иностранные языки, платят хорошие деньги, чтобы общаться с носителями, здесь же такая возможность дается бесплатно в придачу к совместной деятельности. Культурный обмен тоже происходит.
Никита, 16 лет: «В игре познакомился с интересным парнем, он учится и живет в Дании. Общаемся на английском голосом. Он рассказывал, что они в школе делают какой-то проект для развития космической программы, обрабатывают данные, которые собрали машины, потом передают их ученым. Пошел читать подробнее… Почему у нас в школе нет таких проектов?»
Кооперативные игры подразумевают много пунктов, по которым нужно договариваться с другими игроками, чтобы достичь результата. Здесь уже не будут работать привычные схемы, которые ребенок привык проделывать с родственниками, здесь другая среда, скорее всего более агрессивная по отношению к его желаниям. По той же причине даже если до сих пор не приходилось ничего самостоятельно планировать, теперь появляются люди (или сама игра), которые ждут определенных действий к определенному времени. Это дисциплинирует. Появляется такой упрощенный аналог работы.
Работа в интернете
Может показаться странным, но в интернете действительно есть нормальная работа. И в силу того, что многие процессы в сети анонимизированы, такая работа становится доступной даже для детей до 14 лет. Нет ничего плохого в том, что дети начинают рано зарабатывать деньги, если в семье есть механизмы управления бюджетом. Также необходима поддержка взрослых в юридических вопросах, особенно до совершеннолетия.
В таких сферах как контент и Digital-маркетинг, программирование, финансовые рынки, дизайн вполне можно быть фрилансером, заказы брать в соцсетях или на фриланс-биржах. Как и в любой работе здесь важны навыки самоорганизации и понимание ответственности за результат. Этому и должны научить детей родители.
Безусловная польза
Конечно, от интернета есть и безусловная польза, которую нельзя игнорировать. Это адаптация в цифровом мире. Это цифровая и информационная грамотность, которую дети получают просто пользуясь разными сервисами, разбираясь, как они работают.
Интернет дает возможность учиться навыкам и темам, по которым нет учебников или учебники по которым устарели: информационные технологии, маркетинг, образовательные технологии, передовая наука и другие.
Автор статьи – Александра Шилова, директор клуба “Кругозорро”
Другие полезные материалы для вас:
Как победить лень: 10 приемов для начала выполнения проекта или домашней работы
Современные способы профориентации. Атлас профессий будущего