Сейчас подростки и их родители встречаются с новыми способами самоопределения почти ежедневно.
Кругозорро попробует помочь разобраться в многообразии инструментов и в том, как подойти к вопросу выбора профессии в разном возрасте.
Сегодня поговорим об “Атласе профессий будущего” и о многочисленных методиках и продуктах, которые на нем основаны. Эта статья открывает цикл на тему современных способов профориентации.
Очень часто заход в профориентацию начинается со схемы Хочу-Могу-Надо.
Здесь “Хочу” - это те занятия и отдельные действия, которые лежат в области интересов, которыми нравится заниматься.
“Могу” - это всё то, что хорошо получается и то, где достижения объективно признаются другими.
“Надо” - это требования рынка труда, навыки, которые указываются в вакансиях и то, за что вам вообще готовы заплатить. На пересечение этих трех областей деятельности и лежит та самая идеальная профессия с точки зрения сегодняшнего выбора.
Схема, безусловно, хорошая, но есть с ней некоторый нюанс именно в части блока “Надо”. В случае, когда речь идет о подростках, “Надо” - это требования рынка труда через 10-15 лет. Тем же, кто планирует долгую успешную карьеру по выбранной профессии, нужно уметь заглядывать за 30-летний горизонт.
Заглянуть за горизонт будущего
В этом должен помочь Атлас профессий будущего, который в 2015 был издан в виде книги и сейчас полностью доступен на сайте
“«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.” - так написано в самом Атласе. В народе “Атлас” и “Профессии будущего” почти сразу стали синонимами, поэтому найти его можно и по основному названию и по народному.
Внутри Атласа содержится описание перспективных и исторически сильных отраслей российской экономики, профессий, которые могут появиться внутри этих отраслей, основных трендов, навыков и умений.
Плюсы и минусы методики
Описания, безусловно, интересные, но основной и очень большой минус самого Атласа в том, что не говорит на языке детей, он рассчитан в основном на педагогов. То есть если вы хотите взять этот инструмент в свой арсенал, то вам точно нужно будет помогать своему подростку разбираться в том, что там написано.
Хорошая новость в том, что существует огромное количество адаптаций Атласа под цели профориентации: выпущены настольные игры, разработаны тренинги. Правда в массовую продажу эти продукты пока не поступают, поэтому вам еще предстоит найти такую программу или педагога дополнительного образования, которые используют Атлас в своей деятельности.
Второй минус Атласа - он далек от современной реальности, дает очень общие рекомендации и никак не учитывает ограничения. В нем нет региональной специфики, а она бывает очень важна для тех детей, которые не хотят уезжать учиться и работать далеко от дома. Атлас не ответит на вопрос - где прямо сейчас учиться на профессию будущего. Всё это вам предстоит исследовать самостоятельно.
Региональные Атласы уже появляются, в 2019 году создан Атлас новых профессий Калужской области, а это значит, что в ближайшем будущем могут появиться такие же атласы и для других регионов.
С картами приложения воздушных описаний профессий будущего на реальные программы и места в ВУЗах пока всё не так хорошо, но запрос на такое исследование есть. Эксперты сходятся во мнении, что если вы выбрали себе профессию из Атласа, скорее всего вам придется помимо общего и высшего образования получать дополнительно до 50% знаний самостоятельно.
Главный плюс Атласа – его уникальность. Подобных настолько же масштабных проектов по прогнозированию будущего рынка труда пока не было. А еще он написан на языке будущего. Просто читая тексты, разбираясь в терминах, можно узнать много нового и полезного.
Чтение Атласа помогает развивать фантазию, достраивать картину мира. Можно понять технологию превращения фантазии в реальность. Правда, доступно это только тем подросткам, которые уже сформировали собственную позицию по отношению к миру. Они могут планировать и прогнозировать свое будущее, хотя бы на несколько лет вперед.
Подведем итог.
Полезность методики: 8 из 10 в первую очередь за счет своей уникальности
На какой возраст рассчитана методика: 14+ и взрослые
Можно ли применять самостоятельно: в чистом виде нет, поэтому появилось много адаптаций в виде настольных игр, специальных тренингов и даже фильмов, которые уже можно применять самостоятельно.
Вывод: Атлас как продукт пока уникален и познакомиться с ним точно стоит всем, опираться только на него при выборе профессий нельзя, так как он имеет мало отношения к современной реальности.
Многие исследования подтверждают, что успех связан с тем, может ли человек планировать, думать о будущем, разговаривать в терминах будущего. инструментов развития не так много, еще меньше из них пригодны для профориентации. Хорошо, что появляются такие продукты как Атлас.
* В статье использованы иллюстрации с сайта atlas100.ru/
Профессии будущего: инструкция по применению
Клуб для подростков “Кругозорро” проводит профориентационные консультации для подростков и их родителей, в том числе с учетом информации, которую дает Атлас и другие исследования будущего рынка труда. По всем вопросам обращайтесь к руководителю и ведущему консультанту клуба “Кругозорро” – Александре Шиловой.
Запись на консультацию по телефону +7(909)013-41-14, или info@kzorro.ru
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
У ребенка каждый день новое увлечение - что с ним не так? Просто ваш ребенок - сканер
Тренинги для детей и подростков: все, что вы хотели об этом знать
Как победить лень: 10 приемов для начала выполнения проекта или домашней работы
Современные способы профориентации. Соревнования и конкурсы