На сайте Planeta.ru стартовал сбор на издании книги о безопасности ребенка. В ней, со слов автора, Максима Беренова, 240 страниц и более 20 цветных иллюстраций.
Мы снова решили поговорить с экспертом по детской безопасности, автором книги «Безопасность ребенка, подростка» Максимом Береновым и куратором школы безопасности Анастасии Береновой. На этот раз тема нашей беседы – травля. Тема сейчас «на волне» популярности. Очень и очень много говорят о том, как противостоять ей и как выйти из ситуации травли. Есть ли универсальные советы?
Есть здесь разные ситуации и истории, которые не возможно уложить в одну схему. Например, существует «тихая агрессия», когда я долго провоцирую других, а потом виноватыми становятся они – те, кто внешне начали первыми. Но есть и истории, когда среда настолько невыносима, что моей вины и ответственности нет совершенно…
Есть травля учителем ученика и наоборот, есть травля внутри класса и истории, когда один ребенок терроризировал весь коллектив. А есть истории отверженности, когда травли как таковой нет, но ребенок просто очень не популярен. И ему все равно не меньше нужна помощь. Существует и травма наблюдателя, когда я просто вижу, как травят другого.
Но то, что об этом заговорили – отличный маркер, того что психологическое насилие стало тоже волновать общество, освободилось место и энергия. Мы стали более внимательными, но все же, если такая проблема есть – а пишут нам практически ежедневно со всей страны, увы, работы еще много. Потому что в целом мы очень разрозненное общество с низкой психологической культурой.
Что же можно сделать в каждой из этих историй, есть ли схема?
Когда на лекциях по травле мы говорим «Объединяйтесь против агрессора» все слышат в этом призыв устроить «темную». Нет, ни в коем случае! Объединятся нужно для того, чтобы создавать такую среду, где проявлять агрессию будет невыгодно. Еще конечно в травле большой пласт ответственности на системе – фактически мы имеем дело с коллективами, закрытыми и собранными в одном месте вынуждено. А сама школьная система (именно система, не отдельная школа, некоторые школы прекрасны вопреки) ужасно отстаёт от развития общества, его желаний и возможностей. Ощущение вынужденности влечет за собой чувство бессмысленности.
Ну вот что делать с зачинщиком травли, можно ли его исключить из коллектива?
Давайте начнем с того, что агрессор – тоже ребёнок. И часто бывает он – ранее был жертвой травли, а может у него в семье жестокое отношение – норма. Какую боль он транслирует миру? Но самое важное – очень часто травля – это «травля незнания», когда, например один ребенок назвал одноклассницу «жирной», а все подхватили. Почему? Потому что никто не сказал банально, ребят, вы чего? А еще – потому что вектор ценностей однонаправленный. Никто не только не сказал, что так нельзя, но и не дал той самой девочке проявить свои таланты. Может она хорошо рисует или пишет потрясающие рассказы? А ценится ли это? Вот такую травлю авторитетный взрослый, чаще первый учитель вполне может пресечь. И поддержать каждого в его талантах. Кстати, и агрессора – тоже.
И все же, как принять решение, забирать ребенка из школы или нет?
Не всегда стоит ребенка сразу забирать. Иногда важнее остаться, постояв за себя, став победителем, иногда – победителем становится тот, кто меняет школу на более комфортную. И еще немаловажный момент – многие дети могут сами справляется, с зачатками травли. Более того, для них это отличный навык выходить их конфликтов. Не всегда важно родителю идти и разбираться самому. А вот дома поддержать, выслушать, обсудить схему поведения – важно всегда!
Мы решили подготовить памятку для родителя, как профилактировать травлю
1. Объяснить что травля это плохо!
Как ни странно этот пункт подавляющее большинство родителей проскакивает. Каждый родитель искренне считает своего ребенка неспособным на травлю. Увы вероятность того что школьник до 12-13 лет вляпается в «травлю по незнанию» достаточно велика. Увы, просто нотации здесь не помогут.
2. Поднять «иммунитет» Научить навыкам словесной и физической самозащиты.
Научить различать конфликт с которым ребенок может справится, от конфликта в котором должен просить помощи, а конфликт от травли.
Не справляется ребенок с конфликтом, если Агрессор сильнее:.
- чисто физически;
- если их группа;
- если угрожает оружием (ножом, палкой, газовым баллончиком);
- если агрессор в более высоком ранге (учитель).
3. Научить документировать действия противников.
Записывать их действия на видео и диктофон, даже если жертвой стал посторонний ребенок, и сообщать о случившемся учителям и родителям.
Ну и напоследок – важно поддерживать ребенка при любом развитии событий.
Более подробную информацию о различных аспектах безопасности, разрешению конфликтов можно прочитать в книге «Безопасность ребенка. Подростка. Жизнь без страха» (покупка только по предзаказу). Сейчас идет сбор на ее издание.
Другие статьи:
Детская безопасность – принцип жизни!