На сайте Planeta.ru стартовал сбор на издании книги о безопасности ребенка. В ней, со слов автора, Максима Беренова, 240 страниц и более 20 цветных иллюстраций.
С чего начинается безопасность?
С этим вопросом мы обратились к эксперту по детской безопасности, автору книги «Безопасность ребенка, подростка» Максиму Беренову и психологу, куратору школы безопасности Анастасии Береновой.
Почему книга такая большая? Ведь советы можно написать на 5-10 листах, неужели кто-то будет читать почти 300 страниц?
- А это не советы. Это принципы жизни. И чтобы описать их – нужно не только проговорить правила, а научить думать, смотреть на мир иначе. Вот можно, например, проговорить правило – никогда не разговариваем с незнакомцами.
Но ведь это самый частый совет всех статей о правилах поведения на улице!
- Но какое отношение оно имеет к безопасности? Ровно противоположное – вредит!
Давайте разберем внимательно – а могут ли знакомые люди причинить вред? А могут ли незнакомцы помочь, например, если ребенок потерялся? А можно ли вообще не разговаривать с людьми? Вопросы можно перечислять долго. У меня есть и пример, когда дети шестого класса помогли взрослой женщине, упавшей на школьном дворе – просто ждать взрослого можно было бесконечно…Именно поэтому настоящая безопасность начинается не с правил, а принципов жизни. Один из них – уметь разговаривать с незнакомыми людьми можно и нужно, в этом залог жизненного успеха. Надо только делать это правильно.
Какие советы можно дать родителям, когда ребенок может ходить один?
- Здесь многое зависит и от семьи, и то ребенка, и от маршрута. Прежде всего, ребенок должен захотеть стать самостоятельным. Ему должно быть интересно и легко. Во-вторых, у него должны быть уже навыки общения, понимание того, когда нужно позвонить родителям или убежать. Тогда он с радостью воспринимает информацию о безопасности.
Не приведет ли это наоборот, к запугиванию, так что в каждом кусту будет мерещиться маньяк?
- А вот тут важно не только что мы говорим ребенку, но и как! Прежде всего, надо проработать свои собственные страхи, а разговор выстроить лучше в формате игры.
Например, с ребенком полезно играть в игру «Безопасный маршрут».
Игра «План двора и план маршрута»
Для игры может использоваться свой собственный двор или постоянный маршрут (дом — школа).
Рисуется подробный план местности, на котором отмечаются:
- розовыми линиями обычный маршрут;
- зеленым цветом – места, где можно получить помощь;
- cветло-зеленым – скопления людей;
- cиним – убежища и укрытия, синими стрелками можно прорисовать направление бегства к ним, при которых противник теряет вас ненадолго из виду;
- желтым – места, где можно найти оружие, на рисунке желтым
- также помечен фильтр: узкий проход, где можно остановить группу противников примени подручное оружие;
- красным — источники опасности.
Затем желательно многократно прогуляться по маршруту и его окрестностям с целью уточнения карты.
Для упрощения игры можно в один день обращать внимание только на места скопления людей, в другой — на подручное оружие. Кто насчитает больше — получит приз.
Затем постепенно усложнять, вводя поиск сразу по 2—3 категориям, а после и по всем перечисленным.
Важно:
- обращать внимание на время и дни работы магазинов, банков;
- проговаривать с ребенком, что «в будни до трех за помощью лучше бежать в банк, а после трех и в выходные в круглосуточную аптеку;
- указывать на обнаруженный объект, особенно если это источник опасности, надо тихо, не привлекая внимания, и уж совсем недопустимо тыкать пальцем.
Следующим игры заданием будет выработка нового маршрута, который проходил бы как можно дальше от источников опасности и как можно ближе к ресурсам.
Ресурсы – это не только уже упоминавшийся подручное оружие. Но еще и те, кто могут помочь – прохожие, служащие магазинов и банков по маршруту.
Ну и в заключение, какие советы можно дать родителям, которые отпускают ребенка одного?
Я бы указал не только для них, но и общий принцип универсальных советов:
-основа безопасности – доверие. Разговаривайте с детьми, обсуждайте их жизнь. Если он боится ходить один, внимательно расспросите его обо все на маршруте (но чаще боятся родители),
-дайте понять, что ответственность и свобода идут рука об руку. Чем больше у ребенка ответственности – он звонит во время, не опаздывает, контролирует время в гостях и если задерживается, предупреждает – тем больше у него свободы.
Более подробную информацию о различных аспектах безопасности, разрешению конфликтов можно прочитать в книге «Безопасность ребенка. Подростка. Жизнь без страха» (покупка только по предзаказу). Сейчас идет сбор на ее издание.
Другие статьи: