Любили ли вы школу в свое время? Первое сентября - это почти всегда весело и празднично.
А вот потом, когда наш паровоз уже, пыхтя, поехал по рельсам в Страну знаний, возникли первые трудности, заковали в свои клешни планы и рутина?
Тут-то как раз и пригодятся элементарные навыки конструирования праздников, чувство юмора и вера в лучшее будущее.
Как это сделать? В нашем королевстве нет ничего невозможного. Для начала вспомним, что дети любят узнавать все новое, исследовать мир, увеличивать багаж знаний больше всего на свете! А вы понаблюдайте за крохой лет полутора – чем занимается? А года в три-четыре ломание игрушек – исследовательская деятельность. Да и шесть-семь лет, когда ребенка твердой рукой направляют в лоно минобраза, эта тенденция является ведущей. Только к ней прибавляется еще социальная составляющая – хочется походить на других, а также поскорее стать взрослым.
Предлагаю Вашему вниманию несколько «быстрых рецептов» школьного мини-праздника. Не занимает много времени, а пользу приносит колоссальную.
Ромашка успеха.
Поднять самооценку и вызвать интерес к учебе – вот наша задача. Просто рисуем из бумаги ромашку – лучше ярко, красиво, можно разноцветную. Можно сделать ромашку в виде букета из конфет - И в течение недели на каждом лепесточке вечером записываем – что удалось, какие были открытия, какие успехи. Можно картинки рисовать – и весело, и развивает символическое мышление. Неделя прошла – собрали «ромашку» и посадили в «горшочек». На следующую неделю другой цветок придумали, а можно другой символ – например, жар-птицу с разноцветными перьями. На брелок для сотового или в пенал тоже можно положить такую мини-ромашку или другой талисман, в похожих цветах – на удачу в учебе. Можно «наговорить» - прицепляя его, повторять, что у чадушка лучше всего получается, и как все еще лучше будет. Записывается на подкорке, работает! Да и общение с ребенком каждый вечер даром не проходит. И все видно, как на ладони – и успехи, и проблемы. А сам «талисман» - ваша маленькая тайна, игра и средство для поднятия настроения.
Даешь школу шпионов и суперагентов!
Каких только «школ» не пооткрывали в мире кино и телевидения! Вспомним и приют для супершпионов-мутантов, и вотчину Поттера Хогвартс, и веселую школу волшебниц Winx , а для мальчиков школу ниндзя - вот где настоящий праздник знаний! Уж в эти учебные заведения дети попасть мечтают. Там учителей будут слушаться беспрекословно, а предметами овладевать с трепетом и жаром. И нет ничего проще использовать атрибуты «волшебных школ» - чтобы было легче учиться в школе обычной.
С девочками – играем в школу Winx. Уроки биологии проверяет Флора – ее любимый предмет цветоведение. А географию Блум – она обожает разные страны, архитектуру и драгоценные камни. Изучайте интересы девочек-волшебниц, их биографии – все может стать предметом веселых игр с дочкой-младшеклассницей. Заодно расширите свой кругозор в отношении Winx до немыслимых пределов. Польза обоюдная.
Важно помнить, что «отвечать» за тот предмет, который дается хуже, должна волшебница, самая (или почти самая) любимая. Предупреждаю, что Winx для мальчиков в природе не существуют, как и розовый цвет. Уважайте их сущность, подберите других героев!
«На ура» идут загадки, шифры, которые подготавливают к изучению учебного материала. Либо для того, чтобы их разгадать, нужно использовать полученные в школе знания. Например, возвращается Данил из школы, а на стуле его ждет черная метка (конверт). Пишут в том письме, что добрый волшебник доставил в дом подарок, но коварный (тут по вашему усмотрению…) спрятал его. А чтобы узнать – отложи по линии угол 45 градусов… (реши теорему – ну и дальше, что там позволяет фантазия). Так вы и сами, уважаемые родители, всю школьную программу изучите)
Развитие способностей – легко и весело!
Тут мы и сами превращаемся из волшебников в нытиков-аналитиков. И начинаем думать, а то и беседовать с учителями или даже …тесты использовать(. Но не будем о печальном, все мы прекрасно знаем особенности мышления своего ребенка. Все знаем, какие предметы даются легко, а какие со скрипом. И почему, догадываемся. Вот и думаем, почему? А надумав – переводим в сказочную, веселую, легкую, решаемую форму!
Например – девочкам трудно дается математика и в принципе абстрактное, сухое мышление. Это особенность доминирования правого «творческого» полушария, против природы не пойдешь. Переводим математику на язык бабочек, цветов, волшебниц – и так далее. Составляем задачи, которые имеют конкретную практическую пользу – например, сколько клубники необходимо на торт, чтобы его хватило на всех гостей у Барби? Вы удивитесь, насколько легко решаются эти задачи по сравнению с трубами в бассейне, из которых там что-то втекает и вытекает)
Мальчикам – не даются иностранные слова? И вообще – трудности с речью и словообразованием? Строим «секретный тир» и каждое правильное слово – написанное и произнесенное – сбивает мишень, зарабатывает очки и уровни. Мальчикам важны очки, статусы, а также – что мир меняется в результате их деятельности. Так дадим же нашим джедаям такую возможность! Ну и держим самооценку, фиксируем успехи, стараемся сделать все по-мужскому и по-взрослому.
Плохая память? В принципе, тут основой может быть вытеснение неприятных эмоций, связанных со школой и учебой, проще проанализировать и не допускать. А также для повышения памяти существует множество приемов (как-нибудь расскажу позднее). Имеется и куча забавных мемотехник, которые обязательно помогут в детской школьной практике, а позднее – и во взрослой жизни. Например – методика запоминания по ключевым словам (это большой текст). Сбросили напряжение, расслабились. Улыбочку, физразминку. Положительный ключ. Ищем в каждом абзаце ключевые слова ( обсуждаем и спорим) – их подчеркиваем и выписываем. Затем начинается веселье – мы эти слова представляем в веселой и «выпуклой» форме. А затем составляем из этих веселых объектов еще более веселый и интересный рассказ. Не надо бояться, что он будет абсурдным. Все абсурдное (или, для взрослых, неприличное) – еще только лучше запоминается! А получившийся у нас рассказ можем положить на стихи (самые простые_ и спеть. Или показать в лицах – тут уже задействуются другие механизмы памяти, методика творческой интерпретации и драматизации, и моторная память, и сенсорная… Эффект будет ошеломляющий, и запомнится надолго.
К тому же – гораздо лучше творчество, чем традиционное зубрение! И – маленький секрет – после нескольких грандиозных успехов вашего чада как-то позабудется, что раньше были с памятью проблемы. А ведь уверенность в своих силах – половина успеха.
Новые технологии – на десерт.
Как и вся Россия плюс Свердловская область – держимся новых технологий и инноваций. Обычно к компьютеру пускают «на сладкое». Для нас он – первый помощник в учебе! Вариантов масса - существует миллион тысяч компьютерных программ, которые помогут лучше освоить…
Надо только проверить прежде самим, насколько они доступны и полезны для вашего конкретного ребенка, его возможностей и возраста. Можно скачать некоторые элементы этих «виртуальных занятий» - например, раскраски для объемной отработки структуры молекул, проектирования физических векторов или изучения анатомии. Интересно, да? А в результате – уровни, очки, призы, да и просто признание общества и родителей.
Можно вступить в общество или группу любителей «любимого» предмета и собирать мнения и ответы В контакте или в аське. Можно провести виртуальное исследование и сделать экспресс-реферат или коллаж.
Можно… интернет бездонен, и новых технологий масса. Учеба в школе – просто повод их «приручить» - и познакомиться с массой всего интересного. Вы увидите ребенка в новом свете. Да и сами, возможно, неожиданные идеи почерпнете.
А экологию пользователя сети интернет, его моральный кодекс, список ограничений и временные рамки можем разработать вместе с детьми индивидуально.
В общем – больше творческого подхода, тайны. Фантазии. Готовится на скорую руку и подается с любым гарниром.
Все предлагаемые средства-игры могут проводиться как эпизодически, разово, так и служить постоянным фоном для ваших занятий, подготовки «домашки», подведения итогов учебного года. Небольшое напряжение фантазии с легкостью компенсируется успехами в учебе, радостью общения и отсутствием необходимости превращаться в зверя периодически.
Важно, чтобы моменты, когда вы заносите ваши уроки и открытия были позитивно окрашены, проходили с юмором и взаимопониманием, не по принуждению. А самое главное – ваше отношение к образованию, как к занятию увлекательному, легкому, интересному. И обязательно – ваша вера в своего ребенка. И в себя тоже, конечно, в свой талант как воспитателя и организатора детских мини-праздников.
Приятной и веселой учебы! Ваша компания "ДетвоРай"