Авторизация

Главный портал по детским праздникам в Екатеринбурге


Напишите нам

* — поля, обязательные для

Главный портал по детским праздникам в Екатеринбурге


Подписка на рассылку

Главный портал по детским праздникам в Екатеринбурге

Как победить лень: 10 приемов для начала выполнения проекта или домашней работы

Рубрика: Развитие детей

Автор - Александра Шилова, директор клуба для подростков "Кругозорро"

Замечали, как вам иногда бывает сложно начать какое-то дело? Уборку дома, отчет на работе. Кажется, что есть миллион срочных и важных дел, которые требуют вашего внимания, но не то, что вы запланировали. Парадокс в том, что вы можете переделать все домашние дела, лишь бы не писать отчет. Эффект этот нам хорошо известен и называется он «прокрастинация». Сюрприз в том, что дети ему тоже подвержены и точно также могут откладывать выполнение домашки, начало проекта, уборку в комнате и прочие обязательные с вашей точки зрения дела. И вам и им не хватает мотивации, вдохновения, заинтересованности в предмете. Но вы же понимаете, что заинтересованность на пустом месте не вырастить, а работа с мотивацией – часто долгий и нетривиальный процесс. Что же делать, если лень нужно победить сегодня?
Поговорим про это в контексте наших подростков в статье Александры Шиловой, директора клуба для подростков «Кругозорро». Но вы все те же самые советы можете легко применять и к себе.

До того, как что-то делать, стоит разобраться, с чем связано сопротивление. Кроме «не хочу это делать» есть еще такие причины как «не умею, не знаю как» и «мне чего-то не хватает для выполнения этого дела».

В первом случае стоит начать с обучения или, если достаточно просто спросить кого-то, кто уже так делал, воспользуйтесь советом. Это частая причина у школьников. Чтобы сделать домашку, нужно понять, что хотят от вас учителя и учебник. Это иногда не так просто. Но если разберетесь и найдете пример выполнения задания, будет гораздо проще сделать подобное самостоятельно.

Во втором случае бывает, что нет цветной ручки, линейки, забрали тетрадь на проверку и т.п. Существует миллион причин, почему нехватка ресурса может тормозить начало процесса. Убедитесь, что все необходимое в наличии или можно заменить. И приступайте.

Если дело все-таки в том, что «банально лень», у нас есть для вас прекрасная новость. Есть минимум 10 приемов, как эту лень победить.

1. Планирование. Часто именно план помогает начать двигаться к цели. Составьте план, в каком порядке будете делать проект, писать реферат, делать домашку. Чем детальнее будет план, тем проще будет по нему работать. Мозг уже не будет тратить ресурс на то, чтобы организовать вашу работу, он будет заниматься творческой работой, самой приятной ее частью.

Можно составить список или чеклист того, что вы будете делать прямо сейчас. Из списка можно вычеркивать пункты, в чеклисте отмечать выполненные, это помогает дать мозгу команду, что задача выполнена, все идет хорошо. Чем мельче задачки, тем довольнее мозг и тем больше вы успеете сделать за один заход.

Списки и планы полезны еще и тем, что вы можете расставить приоритеты, не держа все в голове. Вообще полезно держать в голове одновременно как можно меньше вопросов, выписывая и сохраняя остальное в виде списков и справочников. Если у вас еще нет места, где вы можете вести такие списки, заведите его прямо сейчас. Это одно из преимуществ современных смартфонов. У вас всегда под рукой будет ваш личный помощник. Подросткам он точно не помешает.

Для любителей аналогового образования, можно использовать цветные стикеры и канбан-доску. Не пугайтесь японских слов. Это всего лишь обычная доска для стикеров, разлинованная по вертикали на 3 части – сделать, делается, сделано. Напишите на стикерах ваши задачки, наклейте их в колонку «сделать», перемещайте то, что делаете в данный момент в колонку «делается» и по завершению в колонку «сделано». Канбан-доска очень эффективна для любых проектных задач, не только для домашних заданий. Она помогает визуализировать работу, ограничить работу, которую можно сделать за один раз, перемещать задачи по колонкам (а это просто приятно), да и взрослые всегда могут проконтролировать, что происходит, просто взглянув на доску, а не задавая бесконечно вопрос «ты сделал уроки?».  

2. Выгрузка карты мыслей. Иногда проект или задача слишком большая и приступить к ее выполнению сложно просто потому, что невозможно оценить, с какого конца подойти. Помогает выписывать все мысли, которые придут в голову в связи с проектом. Составить карту мыслей проекта. Вы можете это делать хаотично, можете в виде дерева, подрисовывая новые связи и ассоциации. Можно нарисовать картинки. Это не план, он не имеет конкретных шагов, зато позволяет посмотреть системно на задачу. Вы можете вдруг обнаружить какие-то связи и факты, которые раньше ускользали. Карту мыслей легко потом превратить в план, проставив поверх цифры приоритетов.

3. Идеальный первый шаг. Сделайте очень маленькую часть задачи, не обещая себе делать все сразу. Например, «Я просто открою тетрадь и посижу с ней минуту», «Я просто надену кроссовки, выйду на улицу и постою, бегать не обязательно». Можно написать заголовок домашней работы. Вымыть одну тарелку. Вытащить пылесос из кладовки. Самый первый шаг, который обозначает, что вы просто хотите начать эту задачу. Чаще всего мозг воспринимает этот шаг как начало, а не как самостоятельную задачку и сам потребует продолжения.

Идея опять же пришла из Японии. Есть у японцев такая методика «кайдзен», суть которой в том, чтобы заниматься определенным делом всего одну минуту, но изо дня в день в одно и тоже время. Минута - это всего ничего. Лень не может помешать делать что-то всего минуту. А дальше, войдя во вкус, можно будет и увеличить время.

4. Музыка для работы. Вам может подойти спокойная приятная музыка, которая настраивает на работу, убирает отвлекающие шумы, помогает сосредоточиться на деле. Составьте отдельный плейлист. Лучше не включать в него самые любимые композиции, они могут отвлекать, вы захотите подпевать и можете сбиться с мысли. Если рядом есть еще кто-то, кому вы можете помешать, наденьте наушники.

5. Небольшие вознаграждения за каждое сделанное дело. Классический совет по игрофикации процесса. Вы можете запланировать небольшие вознаграждения после каждой сделанной задачи. Мотивация отложенная, но довольно эффективная. Здесь главное не увлечься погоней за вознаграждением, оно должно быть адекватно усилиям, иначе, если вы себе пообещаете слишком лакомый приз, суть работы будет уже не важна, вы будете делать ее спустя рукава лишь бы побыстрее перейти к сладкому. Этот метод требует некоторой практики. Хотя, есть авторитетные исследования, которые показывают, что если человек способен отказаться от сиюминутного комфорта (ничего не делать в нашем случае) в пользу отложенного вознаграждения, то он в целом более успешен, у него более выигрышная стратегия. Ведь получит-то он в итоге больший выигрыш.

Можно немного изменить метод и запланировать очень важное и интересное дело на определенное время, к которому вы должны успеть закончить свои задачи. Например, поиграть с друзьями онлайн в игру. И выходит, что нужно успеть сделать уроки до начала игры, ведь когда все соберутся, ждать одного они скорее всего не будут. Здесь главное правильно выбрать время начала приключения. До него должно быть достаточно, чтобы успеть выполнить домашку, но не слишком много, чтобы захотелось ее отложить «на попозже».

6. Идеальное рабочее место. Купите красивую тетрадь, цветные ручки, фломастеры, стикеры. Приберите на столе. Откройте окно, если душно. Приготовьте стакан с водой, если вам захочется попить, чтобы вы не отвлекались на поход в другую комнату. Вам должно быть удобно и комфортно. Начинайте работу, когда условия будут идеальными.

Это особенно важно для чувствительных к комфорту людей (кинестетиков), которые воспринимают мир целиком осязанием, обонянием, ощущают температуру воздуха и жесткость стула одновременно. И все это может быть важно. Такие люди как кошки, входя в кабинет, сразу понимают, можно тут работать или ничего из этого не выйдет.

7. Сбор ассоциаций. Немного похоже на совет №2 про карту мыслей, но если для карты мыслей у вас должно быть слишком много мыслей в голову, то для сбора ассоциаций достаточно не иметь ни одной. Суть в том, чтобы на заданную тему найти как можно больше чужих идей – картинок, тезисов, ссылок, видео. Посмотрите несколько и вы сможете найти интересные идеи и развить их.

Только не нужно брать материал целиком, помните, что у любого текста и картинки есть автор. Лучше запишите идею (у идеи не может быть автора) и творчески ее обработайте.

8. Вместе веселее. Соберите друзей и сделайте домашку вместе. Проект тоже можно делать групповой. Можно даже собрать всех онлайн, если встретиться вне школы проблематично или если вы учитесь в разных классах, при современном уровне развития мессенджеров это не проблема. Вы можете помочь друг другу с задачами в любом случае. Кто-то лучше разбирается в физике, кто-то в математике.

9. Игра. Представьте, что вы не делаете уроки, а выполняете миссию по спасению мира, сложный квест. Создайте придуманный мир, в котором, чтобы спасти принцессу, нужно решить уравнение. Зомби-вирус не будет выпущен, если удастся пересказать параграф по биологии. Мировой войны удастся избежать, если разобраться в ее предпосылках и рассказать об этом лидерам враждующих стран. Если можете, придумывайте истории всей семьей. Это очень увлекательная развивающая техника. Она развивает творческое, аналитическое и системное мышление. Можно даже куда-то записывать ваши истории, потом книгу издадите.

10. Учить других. Это немного похоже на предыдущий совет, но требует переработки материала и более строгой формализации. Можно представить себя самым компетентным человеком в изучаемом вопросе и попробовать передать знания коту, родителям, младшему брату, инопланетянам. Тем, кто точно в этом меньше вас разбирается. Вам придется не просто пересказать тему, но и упростить до предела. Потому что 3-летний брат вряд ли поймет что-то про синусы и косинусы, и нужно для него будет нарисовать понятные картинки, или показать пример на его любимых гоночных машинках.

Пользуйтесь этими приемами и помните, что лень – это не диагноз. Все можно преодолеть, если смотреть на мир с интересом, уметь вовремя переключаться и относиться к бытовым вопросам с меньшей серьезностью.


Автор статьи – Александра Шилова, директор клуба “Кругозорро”

кругозорро.рф
 

Другие полезные материалы для вас:

У ребенка каждый день новое увлечение - что с ним не так? Просто ваш ребенок - сканер
 

Дата публикации: 28.06.2019, просмотров: 1962