Мне ужасно нравится лохматый подросток Гриша. В 12 было сложнее, чем в 13. Сейчас он ничего не хочет, периодически психует, ходит с грязной головой и делает все уроки за семь минут. Еще откладывает сбор портфеля на утро, а утром как сова не может проснуться. Кидает вещи горой на пол. Все это настолько нормально и не страшно, что скорее смешно.
Зато сын обнимает, разговаривает, согласен на авантюры и рад поводу улыбнуться. В сумме - у меня на данный момент офигенный подросток, вообще не проблемный. Правда, я помню себя в этом возрасте и поощряю эксперименты и самовыражение. Ходить в черном, длинные волосы, аксессуары со скелетом, кофе, пропустить музыкалку, залезть на гаражи, не поехать с семьей в выходной никуда "отстаньте все"… А что говорят психологи? На какие проявления подростковости обращать внимание, а к каким относиться максимально легко – этот вопрос мы задали Ирине Зайцевой, психологу и соучредителю семейного центра «Солнечная сова». Ирина рассказала о нескольких важных составляющих мира подростка…
-
Эмоциональность
Именно эмоции позволяют понимать, находимся ли мы в безопасности и получаем ли удовольствие от жизни. Взрослый человек может управлять своими эмоциями и строить свою жизнь более-менее независимо от них. Подростки так не могут. Им удается научиться взаимодействовать с эмоциями только к окончанию пубертата, это связано с развитием лобных долей. Лет до 10-11 дети не так остро сосредоточены на собственных переживаниях, а вот задача подросткового возраста – включить ребенка в социальное взаимодействие и парадигму любовных отношений. Просыпаются гормоны, приоритетны становятся отношения, дружба, влюбленность. Для тинейджеров свойственна чувствительность, ранимость, неокрепшая способность переносить это напряжение. К 16-17 годам они уже учатся управлять внешними проявлениями этих эмоций, «держать фасад».
И тут родителям важно быть внимательными. Подростки могут не захотеть обременять взрослых своими эмоциями, – а испытывают они порой настоящее всеобъемлющее вселенское страдание. Нужно давать возможность выговариваться, не оставлять наедине с эмоциональным напряжением. Состояние подростка нельзя прочитывать как однозначное, всегда нужно деражть в голове, что там, в глубине, могут быть другие слои. К примеру, за агрессией и негативизмом могут скрываться чувства депрессивного окраса.
-
Отношения с собственным телом
Меняется образ тела. Вот у ребенка было представление о том, «какое мое тело». А оно берет и меняется. И выходит из-под управления, делает, что хочет. Головные боли, утренние поллюции у мальчиков, непонятное напряжение… Иногда для подростка проявления неряшливости – это его способ понять, что с ним происходит. А иногда – способ обозначить свою территорию со своими правилами, отстаивание собственных границ. Будьте снисходительны.
-
Самоутверждение
Следующая задача подросткового возраста – утвердить себя. В новом состоянии, в новых отношениях. Заставить считаться со своими желаниями, со способом их выражения, почувствовать свою ценность. Идет обостренное восприятие: «мое», «я». Есть острая потребность самому принимать решения, но нет возможности взять на себя ответственность, потому что еще нет веры в себя, – а этими инструментами пока владеют родители. Подросток зависим от оценки со стороны окружающих и родителей. И самое страшное для подростка – когда ему говорят: «Мы тебя содержим, поэтому ты выполняй наши условия». Этим ни в коем случае нельзя злоупотреблять, особенно в периоды острых эмоций. Это вызывает ощущение бессилия. Деньги на стороне родителей, плюс в правилах общества есть запрет на детский труд, – и как юноше или девушке отстаивать свою независимость?
Выход может найтись, если у подростка есть пространство, где он может творить, изобретать, обрести и ощутить свою силу. Важно найти то, в чем он хорош. Но главное – это должна быть не потребительская, а созидательная деятельность. Например, успех в компьютерных играх иллюзорен. Вот если ребенок сам пишет эти игры – он творит, он начинает верить в свои силы.
И если в этот момент родители говорят – давай просмотрим, где еще ты можешь реализовать свои возможности – это очень важно для ребенка. Это будет его ресурсом, когда он станет взрослым. А если родитель не может предоставить того, что просит творческое начало ребенка, важно проговаривать причину, по которой это происходит: «Сейчас у нас нет возможности оплачивать занятия верховой ездой, но давай подумаем, как мы это можем реализовать иначе. Может, тебе пойти ухаживать за лошадьми в качестве помощника конюха?»…
-
Социальные отношения
Оценить отношения в семье можно только с расстояния. Чтобы отойти на это расстояние, нужно отбросить ценность семейных отношений. Ребенок бунтует против родительской модели семьи, ему необходимо перешагнуть через любовь к родителям, чтобы стать взрослым, – необходим бунт. Со стороны взрослых требуется понимание и сочувствие: когда ребенок подвергает сомнению и оскорбляет ваши ценности – за этим стоит инстинктивная составляющая, к этому нужна относиться в пониманием и «отпускать».
Противовес и залог успешности прохождения этого этапа – ощущение родителями гордости за подростка. Если родители излучают уверенность, что ребенок хорош, – это маяк, к которому он всегда вернется. Если родители этого не дают, дети кидаются за пониманием «на сторону» – и тренер, учитель, кумир занимает место «альтернативного родителя».
-
Образ самого себя
Ребенок очень хрупок в представлениях о самом себе. В мальчиках и девочках просыпается женственность и мужественность, они встают на путь осознанного самовосприятия. Интересным становится информационное поле гендерных отношений. Девочки оценивают маму как женщину: а она красивая? Я хотела бы быть такой? Дети ищут опоры, примеры гендерного поведения. В этот период им нужны рядом люди-образцы своего пола. И в этот момент лучшее, что может сделать родитель – научить подростка бережному отношению к себе, буквально возвести это в культ: слышать себя, доверять себе, распознавать свои потребности, справляться с собой. Беречь себя.
Другие интересные материалы портала
Статьи в рубрике “Мир подростка”