В Екатеринбурге в рамках “ПАПА МАМА ФОРУМ” прошли встречи с легендарным психологом, автором бестселлеров по детской психологии Людмилой Петрановской. Мы побывали на ее лекции “Развитие ребенка: что важно на самом деле” и решили поделиться с вами важными тезисами из выступления Людмилы Владимировны.
Сейчас дети рассматриваются как проект. А проект нужно развивать, вкладывать в него. И он должен оправдывать ожидания родителей. На одного ребенка сегодня приходится по 3-6 взрослых (родители, бабушки, дедушки и т.д.), и у каждого из них свои ожидания по поводу него. Поэтому у современных детей очень плотное расписание и, по сути, нет детства.
У современных «детей-проектов» слишком много информации, которую они должны воспринять и переработать. Дети истощаются.
Сейчас выросло первое поколение детей, которыми усиленно занимались (музыкальная школа, скорочтение, кружки и развивающие занятия). Они выросли обычными взрослыми. Вопрос родителей: «И зачем это все было – траты денег и человекочасов?»
Большинство развивающих занятий неэффективно. Можно научить ребенка читать или запоминать английские слова в 4 года. Но не нужно называть это обучением. Это дрессировка! Прекратите занятия на 1 месяц, и ребенок все забудет. То, что нам выдают за методики раннего развития, на самом деле таковыми, как правило, не являются.
Если ребенок видит, что ему радуются только тогда, когда он оправдывает амбиции родителей – узнает буквы, говорит английские слова, - он подсаживается на это. Запоминает и демонстрирует, чтобы быть любимым. А это грустная история.
Человек рождается с незрелым мозгом. Это как телефон без контактов: что толку, что он у вас есть, если вы никому не можете позвонить.
1-3 года у ребенка формируются нейронные связи. От повторения действий они крепнут. Какие-то уходят на уровень автоматизма. Задача этого возраста – освоить гравитационный мир: свое тело, предметы и их свойства. Поэтому все, что нужно ребенку в этом возрасте: небольшой набор предметов, возможность ходить, лазать, бегать, прыгать и, конечно, чтобы с ребенком говорили. Всё!
К 3 годам ребенок овладевает языком, а в возрасте 4-7 лет он осваивает мир культуры. Культура основана на придании смысла. Поэтому в этом возрасте дети играют в ролевые игры. Они фантазируют и представляют, наделяют смыслом предметы (камушки – это еда, листики – деньги и т.д.). Это очень важная психологическая функция, которую нужно тренировать!
Чтобы ребенок играл, нужно отсутствие стресса, свободное время и.. скука! Тогда он начинает осваивать пространство и искать что-то интересное в нем, представлять и фантазировать. Скука рождает творческий импульс.
Современные дети лишены дворового опыта. Это влечет за собой отсутствие опыта бытового. Поэтому мир для них непонятен и страшен.
В возрасте 7-11 лет ребенок осваивает мир большого социума, мир игры по правилам. Это школа, магазины, дороги и т.д. В это время дети начинают играть в футбол, чехарду, города, компьютерные игры, изучать правила. Им нравится играть по правилам. Так они готовятся к жизни в социуме.
Кроме того, в возрасте 9-10 лет дети отрабатывают навыки, которые им нравятся: скейтборд, рисование и т.д. Они любят показывать свои результаты друг другу, соревноваться. Поэтому, когда вы думаете, что «он ничего не делает», присмотритесь. Возможно, именно сейчас ваш ребенок отрабатывает то, что ему интересно. Не обесценивайте это.
С 12 лет подростки осваивают мир общения и отношений в группе. Им необходимо быть в компании! Нет, они не теряют и не прожигают время. Они осваивают очень нужный им в будущей жизни навык. Невозможно научиться быть лидером, не общаясь в группе равных себе людей.
У подростков есть потребность в осмысленной деятельности. Они не понимают, зачем нарешивать кучу вариантов примеров, которые им не пригодятся в ближайшее время (а может быть, и вовсе не пригодятся!). Им нужен результат, они хотят делать что-то полезное, хотят зарабатывать.
Убеждение «ребенок должен получить высшее образование» - исключительно российская фишка. Его корни уходят в советское время, когда ВУЗ был социальным лифтом и давал возможность уехать из деревни. Времена поменялись – менталитет остался.
Самое главное: любое развитие требует ПОКОЯ. Детская психика устроена, как рубильник: либо он в покое и познает мир, осваивает нужные ему по возрасту навыки, либо он стрессует и не может ничего усваивать, учиться новому. Если ребенку скучно, но безопасно и спокойно, он начинает познавать.
Важно давать понять ребенку: ты успешен, ты справишься, у тебя все получится! Ошибка – это НЕ беда. Если человек не делает ошибок – значит он не учится.
Следите за новостями на нашем портале, во вконтакте и инстаграм, чтобы не пропустить самые интересные события для вас и ваших детей в Екатеринбурге!